Пографоманю на исторические темы

Первая половина бурного и кровавого 19 века
Завершились Наполеоновские Войны. «Чудовище» Бонапартий отправилось доживать последние дни на о.Эльба. А в Испании на престол снова взошел его Католическое Величество Фердинанд VII. И сразу на повестке дня возникло 2 вопроса. Первый- возрождение былого могущества.
Второй- как там поживают бывшие американские колонии, за которыми уже не было пригляда два десятка лет, не пустил ли там корни республиканский экстремизм или не случилась ли там еще какая чума. Одним словом, старший испанский брат всерьез был обеспокоен состоянием hispanidad )sp) на местах. Поэтому король глубокомысленно изрек:
«без флота мне невозможно доминировать в колониях». И понеслось.
Для решения обоих вопросов был всего лишь необходим большой океанский флот

С деньгами вопрос порешали и стали оглядываться по сторонам, кто бы мог посодействовать в немедленном возрождении величия и министры бросились писать запросы соседям.
А вот с покупкой боевых баркасов начались проблемы. Англия и Голландия кораблей не продавали-самим нужны были, чтобы нести свет знаний всяким папуасам в Африке и Америке :;ne_gr: . У Франции самой ничего не было. Португальцы показали кукишь и еще под шумок отжали у испанцев будующий Уругвай. У шведов на престоле сидел бывший французский маршал Бернадот под именем Карл XIV Юхан и решили ,что общаться с рожденным в сельском сарае да еще французишкой-революционером, как-то моветон. Все. Кораблей нет .О чем министры бодро доложили своему владыке. :pioner:
Король приуныл.

Ходили слухи, что русский посланник был интимным другом Фединандо VII и они вместе,

Татищев, услыхав вопрос короля , сразу взвился, как боевой флаг «Сантисимы Тринидад» и немедленно рассказал о победах русского флота при Гангуте,Синопе и Чесме и показал выпуск Die Deutsche Wochenschau дворцовой хроники времен Екатерины Великой.
Фернандо радостно потер руки- оказывается есть еще и русский флот , который , к вящему восторгу короля, натягивает по самый клотик фок-мачты флоты турок и прочих шведов. Злобно взглянул на идиотов-министров-все, буквально все, приходится делать в доме королевстве самому, повелел писать «брату Александру». Правда ,перед этим он смущенно поинтересовался у Татищева, «простит ли брат Александр ему Наварских стрелков в вoйнe 1812г, ибо не по воле его, а по повелению узурпатора…» Татищев, почесав лысину, ответил, что друг Фернандо может не беспокоиться, потому что по старой русской традиции о мертвых или хорошо или ничего.Общими усилиями накропали следующие

«несчастные события, которые в течение многих лет беспрестанно обрушивались на испанскую монархию, истощили все материальные ресурсы её флота и умножили помехи, препятствующие его быстрому воссозданию. Поэтому е. в-во король испанский и индийский… обратился непосредственно к своему другу и союзнику е. в-ву императору всероссийскому и поведал ему о предмете своих забот. Он просил е.и. в-во, учитывая имеющийся в России избыток судов, уступить ему эскадру из четырех линейных кораблей и восьми фрегатов, которую можно было бы использовать значительно скорее, чем суда, слишком медленно строящиеся на испанских верфях».
Братья-государи подписали договор в 1817 особо не советуясь ни с министрами, ни с дурнями-адмиралами. Он был несомненно взаимовыгоден

За что получает пять линейных кораблей и три фрегата. Первый транш на 8 000 000 пришел уже 1818. Вот только о особенностях русского кораблестроения Фердинанд не спросил, поверив, что русские корабли строятся по самым современным английским чертежам. Это было действительно так, только корабли строили не из тика или дуба, а из непросушенной сосны.

Первые звоночки, что что-то идет не так прозвучали во время перехода русской эскадры. Эскадра ползла из Кронштадта в Кадис 146 дней, хотя обычно подобное путешествие занимало не более 2х месяцев. Наконец эскадра добралась до Кадиса, король ликовал и написал морскому министру:
«Фигероа, в Кадис прибыли пять кораблей и три фрегата, которые выслал мне мой друг и союзник император России: берись за эти суда, возьми их под свое начало и приведи их в надлежащий вид, в готовности использовать эти прекрасные корабли двух классов по первому требованию».
Испанские корабли и флот никогда не были образцом порядка и чистоты. Англичане всегда презрительно поджимали губы при виде испанского раздолбайства и бардака, но то, что увидели министр и испанские моряки повергло их настоящий шок.

Согласно самому Васкесу Де Фигероа, мнение экспертов было категоричным: корабли находились в плачевном состоянии.

Фердинанд VII внимательно выслушал его, понял ,что министр ничего не понял,после чего с явным раздражением произнес:
«Оставьте ваши бумаги!» Устной выволочки королю показалось мало , ибо король не может ошибаться и 14 сентября 1818 года морской министр был уволен со своего поста, сослан в тюрьму в Сантьяго-де-Компостела. Адмиралтейство, пытавшееся что то там сказать в защиту министра - распущено. Роке Гурусета, составивший отчет и бригадный генерал Франсиско де Беренгера уволены из флота отправлены в составе полков в Америку простыми солдатами гонять комаров и мятежников. Это настолько возмутило флот, что назревал бунт. В результате Фердинанд VII отменил свой приказ и восстановил их на своих должностях, но парни уже весело плыли в Новую Гранаду в компании солдат морской пехоты его католического величества



Итоги.
Линкоры "Velasco» («Три Святителя»). Из Кадиса переправлен Ла Карраку. Больше в океан не выходил.В 1821 разобран на дрова. «Fernando VII» («Нептунус») сдан на слом в 1823 году. «Espana» (« Норд-Адлер») Один раз совершил короткий переход. В 1823 году сдан на слом в Кадисе. «Numancia» («Любек»). Отправился Карраку. Там он и стоял на якоре, пока в 1823 году не отправился на слом. Alejandro I (Дрезден) - подремонтировали, отправили в Аргентину, но там состояние корабля было признано ужасным, отправили обратно, в Кадис. Самое интересное, что добрался. Фрегаты
«Reina Maiia Isabel» («Патрикий») вышел из Кадиса курсом на Кальяо. Фрегат захватили повстанцы в порту Талкахуано 28 октября 1818. Под флагом повстанцев плавал долго , как "О'Харрис" и сгинул со всей командой 1826 где-то около мыса Горн.«Mercurio» («Меркуриус»). В Испании он не участвовал ни в одном выходе в море и был сдан на слом в 1822 году. «Ligera» («Легкий») был послан на Кубу, где и утонул при входе в порт Сантьяго в 1822 году. «Astrolabio» («Автроил»). Отправился в арсенал Карраки, где пребывал до 1820 года. «Pronta» («Поспешный»), Плавал у испанских и американских берегов, но и он закончил свое существование в 1820 году. «Viva» («Проворный») совершил переход из Испании в Америку ,но техническое состояние вынудило его покинуть флот и отправиться в Гавану, где корабль сдали на слом.
К сентябрю 1833 года испанский флот насчитывал 3 линейных корабля, 5 фрегатов, 4 корвета и 8 бригов. Были потеряны верфи в Мексике и Чили, кубинская верфь находилась в плачевном состоянии, лишившись поставщиков и финансирования. С мечтой о возрождении морского могущества пришлось расстаться.
Испания не смогла полностью выплатить долг русскому правительству

«выступили с ответным иском по поводу явно завышенной стоимости кораблей, которые практически не служили и сданы на слом как абсолютно бесполезные». В 1833, не выдержав склок, скандалов и неблагодарности испанского народа

А современники теперь могут не удивляться , обнаружив на крепостях и памятниках Картахены, Кадиса и Бенидорма

