Eugene70 писал(а): 15 янв 2023, 14:11
Спрос определяет предложение и никак иначе.
В условиях свободного рынка - да. При олигополии и государственном регулировании - не совсем.
Типичный пример - Мерседес. Во время пандемии производство и продажу автомобилей пришлось резко сократить. Главная причина - известные перебои с логистикой и поставкой чипов. Поэтому было принято совершенно нормальное бизнес-решение: в первую очередь обеспечивать выпуск наиболее прибыльных люкс-автомобилей, а оставшиеся мощности отдавать на мелочёвку, тем более, что спрос на неё во время вируса всё равно упал.
При подведении итогов жуткого пандемийного года выяснилось, что для концерна он был не таким уж и жутким. Обороты и продажи сильно снизились, а вот прибыль - нет. А всё потому, что выпуск дорогих и прибыльных машин продолжался как ни в чём ни бывало, миллионерам вирус нипочём. И надо же случиться, что как раз в это время в концерне поменялось руководство, для которого не было запретных тем. И вот это новое руководство задалось естественным и логичным вопросом: а обязательно ли нам присутствие во всех сегментах рынка? В чём заключается цель коммерческого предприятия? Наверное, всё-таки в получении прибыли, а не в автомобилизации населения. Зачем нам производить всякие там козявки, от которых мало толку? Концерн и так собирались разделять на грузовую и легковую части, а тут - на ловца и зверь бежит. Теперь производство легковых автомобилей выделено в отдельное предприятие, где начата тотальная и непредвзятая инвентаризация моделей. А-класс уже похоронили, над B-классом занесли карающий меч. Причём спрос на эти модели есть. Вирус прошёл, и народ снова зашевелился. Только кого это чешет?
Интересно, что "экологические" решения Евросоюза, как будто прямо направленные на убийство автоиндустрии, не встречали там практически никакого сопротивления. Мало того, концерны даже бежали впереди, ускоренно переводя производство на электрокары. Вот нафига, спрашивается? Они что, самоубийцы? Нет, ответил нам Фольксваген. На электромобилях можно заработать столько же, выпуская их при этом значительно меньше и со значительно меньшими затратами. Можно массами закрывать производства и конструкторские бюро, не вкладывать в разработку миллиарды (технологически электромобили - такой же девятнадцатый век, как и ДВС), а лишь изредка менять дизайн. И успевай только прибыли считать. Да, говорит Фольксваген, эти машины будут по ценам доступны далеко не всем. Какая досада! Но нам хорошо, акционеры приветствуют решения партии и правительства бурными, продолжительными аплодисментами, переходящими в овации.
В газете BILD на днях был обзор маленьких машинок, производство которых прекращено или будет прекращено в ближайшее время. Составили список из полутора десятка моделей, которые исчезли или исчезнут без какой-либо замены. Особенно бросается в глаза Opel Adam, спрос на который было просто сумасшедшим. Нет, убыточным он не был, но он предлагался в тысяче с чем-то вариантах и опций, заниматься которыми Опелю стало влом. Дешевле и прибыльнее гнать, как говорится, стандартные пиццы с салями, которые пипл и так схавает.
Ещё упоминался BMW i3, выпуск которого прекращён по одной-единственной причине: отсутствие синергетического эффекта с другими моделями. Слишком уж он сам по себе, на собственной платформе, на которой больше ничего не сконструируешь.
Получается то, что знакомо нам ещё со времён СССР под названием "вымывание дешёвых товаров". Поэтому перемены грядут, ещё какие, только с технологией они не будут связаны практически никак. Автомобиль из средства передвижения опять превратится в роскошь, только объяснят это не заботой концернов о прибыли, а спасением климата. Конечно, климату от этого в буквальном смысле ни жарко ни холодно, в отличие от всяких CEO и советов директоров.
А что касается маркетолухов, то я очень хорошо помню, как на рынке появилась Toyota RAV4 - бабушка современных SUV. Над ней смеялись, её называли асфальтовым ковбоем, продавалась она ни шатко ни валко, но маркетолухи своё дело знали. И убедили ширнармассы, что это и есть самый что ни на есть лучший автомобиль для города. Не сразу это получилось, но получилось. Теперь смотришь на оживлённый проспект, а там идёт поток совершенно одинаковых машин двух цветов. И вспоминаешь легендарного реформатора-революционера Генри Форда: "Вы можете выбрать любой цвет для вашего автомобиля при условии, что он будет чёрным".
Видел я все дела, что делаются под солнцем, и вот все суета и погоня за ветром. (Экклесиаст, 1:14)