Как Россия Испании корабли продала.
Пографоманю на исторические темы
Первая половина бурного и кровавого 19 века
Завершились Наполеоновские Войны. «Чудовище»
Бонапартий отправилось доживать последние дни на о.Эльба. А в Испании на престол снова взошел его Католическое Величество Фердинанд VII.
И сразу на повестке дня возникло 2 вопроса. Первый- возрождение былого могущества.
Второй- как там поживают бывшие американские колонии, за которыми уже не было пригляда два десятка лет, не пустил ли там корни республиканский экстремизм или не случилась ли там еще какая чума. Одним словом, старший испанский брат всерьез был обеспокоен состоянием hispanidad )sp) на местах. Поэтому король глубокомысленно изрек:
«без флота мне невозможно доминировать в колониях». И понеслось.
Для решения обоих вопросов был всего лишь необходим большой океанский флот
, а вот с этим была проблема. Лучшие корабли погибли в Трафальгарском сражении и хотя на рейдах Кадиса и Картахены стояли 40 боевых кораблей, из которых было 18 линкоров,было решено построить 20 линкоров и 30 фрегатов- восстанавливать морское могущество, так восстанавливать и нечего мелочиться. :pi_ra_t: Свои верфи явно не справлялись с аппетитами короля и адмиралтейства, поэтому было решено корабли прикупить. Тем более, подвернулось 400 000 фунтов стерлингов, которые выдал английский король с условием, что испанцы откажутся от работорговли. За эту сумму гордые идальго быстро
встали на одно коленопобожились, что негров и пальцем не тронут. Кроме того, удалось стрясти с Франции 2 605 000 франков за вoйнy, оккупацию , выпитую каву и сожранный без спроса хамон.
С деньгами вопрос порешали и стали оглядываться по сторонам, кто бы мог посодействовать в немедленном возрождении величия и министры бросились писать запросы соседям.
А вот с покупкой боевых баркасов начались проблемы. Англия и Голландия кораблей не продавали-самим нужны были, чтобы нести свет знаний всяким папуасам в Африке и Америке :;ne_gr: . У Франции самой ничего не было. Португальцы показали кукишь и еще под шумок отжали у испанцев будующий Уругвай. У шведов на престоле сидел бывший французский маршал Бернадот под именем Карл XIV Юхан и решили ,что общаться с рожденным в сельском сарае да еще французишкой-революционером, как-то моветон. Все. Кораблей нет .О чем министры бодро доложили своему владыке. :pioner:
Король приуныл.
Но кто-то посоветовал притащить атлас мира, его быстро водрузили на стену и начали рассматривать, кто там еще владеет морем, океаном и кораблями. Оказалось, что Россия, но определенные сомнения вызывал ее выход в море Лаптевых и Северный Ледовитый, а аппендикс Кронштадта, выводящий в Балтийское море как-то не давал уверенности в наличии большого флота. Немедленно был вызван русский посол Дмитрий Павлович Татищев.
Дмитрий Павлович был наихитрейшей бестией, поднаторевший в дипломатии в бытность свою послом в
двуличной двуединой монархии Австро-Венгрии, присланный теперь охмурять короля Испании , достиг при мадридском дворе таких высот, что другие послы о нем писали :«Влияние русского посланника царствует здесь исключительно. Король спрашивается во всех существенных его делах, даже касающихся только Испании. Ни один министр не пользуется такой доверенностью, и если им приходится предложить Королю что-то особенное, они предварительно сносятся с Татищевым.» И горько вспоминали добрым словом первую половину царствования Фернандо ,простого паренька Мануэля Годойя, который злато брал и в европейскую политику, как этот русский клещ, не лез.
Ходили слухи, что русский посланник был интимным другом Фединандо VII и они вместе,
переодетые, как два Гарун-аль-Рашида, таскались по ночному Мадриду, напивались в кабаках, тискали мах и вообще всячески безобразничали, не забывая, впрочем, честно расплачиваться звонкой монетой.
Татищев, услыхав вопрос короля , сразу взвился, как боевой флаг «Сантисимы Тринидад» и немедленно рассказал о победах русского флота при Гангуте,Синопе и Чесме и показал выпуск
Die Deutsche Wochenschau дворцовой хроники времен Екатерины Великой.
Видео для форума Испании:
https://youtu.be/S0_1gfGB2Qw`
Фернандо радостно потер руки- оказывается есть еще и русский флот , который , к вящему восторгу короля, натягивает по самый клотик фок-мачты флоты турок и прочих шведов. Злобно взглянул на идиотов-министров-все, буквально все, приходится делать в
доме королевстве самому, повелел писать «брату Александру». Правда ,перед этим он смущенно поинтересовался у Татищева, «простит ли брат Александр ему Наварских стрелков в вoйнe 1812г, ибо не по воле его, а по повелению узурпатора…»
Татищев, почесав лысину, ответил, что друг Фернандо может не беспокоиться, потому что по старой русской традиции о мертвых или хорошо или ничего.Общими усилиями накропали следующие
«несчастные события, которые в течение многих лет беспрестанно обрушивались на испанскую монархию, истощили все материальные ресурсы её флота и умножили помехи, препятствующие его быстрому воссозданию. Поэтому е. в-во король испанский и индийский… обратился непосредственно к своему другу и союзнику е. в-ву императору всероссийскому и поведал ему о предмете своих забот. Он просил е.и. в-во, учитывая имеющийся в России избыток судов, уступить ему эскадру из четырех линейных кораблей и восьми фрегатов, которую можно было бы использовать значительно скорее, чем суда, слишком медленно строящиеся на испанских верфях».
Братья-государи подписали договор в 1817 особо не советуясь ни с министрами, ни с дурнями-адмиралами. Он был несомненно взаимовыгоден
, будущее обоих царств было прекрасно. Испания платит 13 600 000 рублей (рубль приблизительно равнялся пяти реалам, фунт стерлингов – 20,75 рублей, или 103,75 реалов) . Эта сумма равнялась почти 3% бюджета Российской Империи.
За что получает пять линейных кораблей и три фрегата. Первый транш на 8 000 000 пришел уже 1818. Вот только о особенностях русского кораблестроения Фердинанд не спросил, поверив, что русские корабли строятся по самым современным английским чертежам. Это было действительно так, только корабли строили не из тика или дуба, а из непросушенной сосны.
Первые звоночки, что что-то идет не так прозвучали во время перехода русской эскадры. Эскадра ползла из Кронштадта в Кадис 146 дней, хотя обычно подобное путешествие занимало не более 2х месяцев. Наконец эскадра добралась до Кадиса, король ликовал и написал морскому министру:
«Фигероа, в Кадис прибыли пять кораблей и три фрегата, которые выслал мне мой друг и союзник император России: берись за эти суда, возьми их под свое начало и приведи их в надлежащий вид, в готовности использовать эти прекрасные корабли двух классов по первому требованию».
Испанские корабли и флот никогда не были образцом порядка и чистоты. Англичане всегда презрительно поджимали губы при виде испанского раздолбайства и бардака, но то, что увидели министр и испанские моряки повергло их настоящий шок.
Корабли были все гнилые, с отвратительной мореходностью, с порваным такелажом ,несмотря на постоянные ремонты в пути.Построенные из непросушенного дерева, они еще могли плавать в холодных морях, но попав в теплую воду, стали разваливаться на глазах. Кроме того, пока плыли где-то подхватили древесного червя. Осатанев от диеты из непросушенной русской
репы сосны, оголодавший, червь-мигрант радостно накинулся на стоящие рядом испанские корабли, почти сожрав новенькие линкоры «Нумансия» и «Веласко».
Согласно самому Васкесу Де Фигероа, мнение экспертов было категоричным: корабли находились в плачевном состоянии.
Они и с прогнившей древесиной, они и из сосны, а не из дуба, что и предопределяло их очень короткий срок службы. Все корабли, за исключением одного фрегата, признали бесполезными. Кроме этого, на кораблях заканчивался запас продуктов,хотя договаривались, что они придут с полугодовые запасом провианта.
Фердинанд VII внимательно выслушал его, понял ,что министр ничего не понял,после чего с явным раздражением произнес:
«Оставьте ваши бумаги!»
Устной выволочки королю показалось мало , ибо король не может ошибаться и 14 сентября 1818 года морской министр был уволен со своего поста, сослан в тюрьму в Сантьяго-де-Компостела. Адмиралтейство, пытавшееся что то там сказать в защиту министра - распущено. Роке Гурусета, составивший отчет и бригадный генерал Франсиско де Беренгера уволены из флота отправлены в составе полков в Америку простыми солдатами гонять комаров и мятежников. Это настолько возмутило флот, что назревал бунт. В результате Фердинанд VII отменил свой приказ и восстановил их на своих должностях, но парни уже весело плыли в Новую Гранаду в компании солдат морской пехоты его католического величества
Не ожидавший такого подвоха на самом высоком уровне,Фердинанд VII пишет брату-Александру, что все это похоже
на кидок сильно осложнит , так прекрасно начавшиеся отношения. На что Александр I, приложив лорнет к уху
( а русский царь был глуховат на левое ухо…особенно когда ,что-то не хотел слышать ) и с византийским спокойствием заметил, что техническая сторона сделки не обсуждалась, но так и быть в качестве моральной компенсации он добавит еще З фрегата...за небольшую дополнительную сумму в 3,2 миллиона рублей.
Итоги.
Линкоры
"Velasco» («Три Святителя»). Из Кадиса переправлен Ла Карраку. Больше в океан не выходил.В 1821 разобран на дрова. «Fernando VII» («Нептунус») сдан на слом в 1823 году. «Espana» (« Норд-Адлер») Один раз совершил короткий переход. В 1823 году сдан на слом в Кадисе. «Numancia» («Любек»). Отправился Карраку. Там он и стоял на якоре, пока в 1823 году не отправился на слом. Alejandro I (Дрезден) - подремонтировали, отправили в Аргентину, но там состояние корабля было признано ужасным, отправили обратно, в Кадис. Самое интересное, что добрался.
Фрегаты
«Reina Maiia Isabel» («Патрикий») вышел из Кадиса курсом на Кальяо. Фрегат захватили повстанцы в порту Талкахуано 28 октября 1818. Под флагом повстанцев плавал долго , как "О'Харрис" и сгинул со всей командой 1826 где-то около мыса Горн.«Mercurio» («Меркуриус»). В Испании он не участвовал ни в одном выходе в море и был сдан на слом в 1822 году. «Ligera» («Легкий») был послан на Кубу, где и утонул при входе в порт Сантьяго в 1822 году. «Astrolabio» («Автроил»). Отправился в арсенал Карраки, где пребывал до 1820 года. «Pronta» («Поспешный»), Плавал у испанских и американских берегов, но и он закончил свое существование в 1820 году. «Viva» («Проворный») совершил переход из Испании в Америку ,но техническое состояние вынудило его покинуть флот и отправиться в Гавану, где корабль сдали на слом.
К сентябрю 1833 года испанский флот насчитывал 3 линейных корабля, 5 фрегатов, 4 корвета и 8 бригов. Были потеряны верфи в Мексике и Чили, кубинская верфь находилась в плачевном состоянии, лишившись поставщиков и финансирования. С мечтой о возрождении морского могущества пришлось расстаться.
Испания не смогла полностью выплатить долг русскому правительству
. Хотя стороны и договаривались, что в течение 1820 года в первый день каждого месяца Испания должна была переводить 14 166 фунтов через Лондон, выплатив таким образом до 30 декабря 177 000 фунтов. Есть сведения, что в 1830 году царское правительство снова потребовало от испанской стороны выплаты долга. В испанском Кабинете Министров решили, с одобрения самого короля, что Испания не будет выплачивать вышеупомянутый долг, и даже
«выступили с ответным иском по поводу явно завышенной стоимости кораблей, которые практически не служили и сданы на слом как абсолютно бесполезные». В 1833, не выдержав склок, скандалов и неблагодарности испанского народа
умер Fernando VII и стало не до договоров.
А современники теперь могут не удивляться , обнаружив на крепостях и памятниках Картахены, Кадиса и Бенидорма
24-32 фунтовые старинные морские пушки с клеймом русских императорских тульских оружейных арсеналов