ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ
Мой поезд только что отъехал от Кордовы и несется к Мадриду по красной земле, с большой тщательностью и аккуратностью засаженной ровными рядами серых олив и рыжих виноградников.
И пока поезд сопровождает благородный эскорт фиолетовых гор, а в моих наушниках —классическая испанская гитара, я хочу признаться в любви.
Одна моя знакомая удивилась моей испанофилии, сказав, что Испания пошлА и вульгарна, ее народу совершенно чуждо абстрактное мышление и понимание сложных концепций, что Испания - это банальные пляжи с краснорожими ожиревшими телесами англичан и немцев, что мышление и интересы испанцев, по ее мнению, не поднимаются выше довольно примитивной пищи, фиесты, сиесты, рождений, свадеб и похорон, что испанцам не хватает культурной изысканности итальянцев и французов, цивилизованности, деловитости и обязательности англичан, что одного Сервантеса с безнадежно устаревшим Дон Кихотом и пошлого фламенко маловато для вклада в мировую культуру, плюс их великое имперское прошлое давно забыто, а без стремления осознавать себя великой империей не то, что великим и изысканным, а даже и полноценным любой народ считаться может вряд ли…
Что ж, и опыт, и понимание у каждого свои...
Насчет абстрактного мышления особенно повеселило, если вспомнить, что одним из самых великих абстракционистов был андалусиец Пикассо. Про остальной вклад испанцев и не говорю. Не говорю ни о Дали, ни о Миро, ни о Гойе, ни о Веласкесе, ни о Эль Греко, предтечу кубизма с его изломанностью линий…
Насчет примитивной иберийской кухни тоже весело: Сан Себастьян признан одной из гастрономических столиц Европы, наравне с Парижем, барселонские архитекторы показывают чудеса единства художественных форм и содержания с 19 века, современные испанские дизайнеры одежды продолжают ту же тенденцию в более мягком жанре, а имена Монсеррат Кабалье, Хосе Каррераса и мадридского тенора Плачидо Доминго знакомы, наверное, даже представителям интеллигенции отдаленных племен амазонской сельвы, как и имя Альмодовара, Хавьера Мариаса (живой классик, переведенные на более 50 языков!), Идельфонсо Фалконеса (прекрасные исторические романы о Барселоне!). Не говорю я уже о философии Хосе Ортеги-и Гассета, гуманиста, критика как франкизма, так и коммунизма, впервые в своих трудах обосновавшего идею, что не пропадет испанская идентичность, если выведет своего одинокого и полудохлого росинанта «особого пути развития» на общеевропейскую дорогу, где он сразу набрал вес и стать, и побежал гораздо быстрее рядом с остальными европейскими скакунами…Прав был философ: никуда эта испанская идентичность не делась: беднейшая страна Европы, прозябающая в условиях националистический, изоляционистской диктатуры, в 60-х стала одной из успешных европейских экономик.
Но дело не только в этом. Отлично это описал Оруэлл, воевавший в испанской Гражданской:
“Но могу поклясться: если кто-то, как я, окажется среди испанских рабочих(…), он будет покорен их врожденной порядочностью, а также прямотой и щедростью. Испанская щедрость, в прямом смысле этого слова, временами приводит в смущение. Если вы попросите у испанца сигарету, он всучит вам целую пачку. Но их щедрость имеет и другой, более глубокий смысл – щедрость души, которая открывалась мне снова и снова в самых трудных обстоятельствах.”
“То, что я рассказываю, возможно, покажется мелочью, но это так типично для испанцев – проявлять вспышки великодушия в тяжелых обстоятельствах. От Испании у меня сохранились самые неприятные воспоминания – но точно не от испанцев. Помнится, я только два раза серьезно разозлился на испанца, но по прошествии времени думаю, что в обоих случаях виноват был сам. Без сомнения, они обладают великодушием и благородством – чертами, не очень свойственными XX веку», -писал Оруэлл во время Гражданской войны.
Могу с уверенностью сказать - они сохранили эти черты и в веке ХХI.
Когда семь лет назад мы купили дом в небольшой, совершенно испанской деревне, мы поначалу и понятия не имели, какую ношу взваливаем на себя: от закупки и транспортировки газа в баллонах до полного ремонта душевых, покупки мебели итд. А знаете ли вы, что значит поднять диван на третий этаж, когда и улицы, и лестницы слишком для этого узки?
Sim problema - сказали наши односельчане, сделали несколько звонков, и каким-то образом под балконом оказался небольшой подъемный кран, который и доставил диван через балконную дверь - совершенно бесплатно.
Кстати, ни разу я не испытывала испанской некомпетентности или необязательности, когда речь шла о строителях или мастеровых. Единственным мастеровым, который взял предоплату и исчез, был англичанин, из «экспатов», обосновавшихся в Испании.
Да, Оруэлл пишет о менталитете «маньяна»- «завтра», но, вероятно, даже менталитет за столько лет претерпевает изменения.
Никогда не забуду. Увидев, как я, существо мелковатое, тащу на пригорок тяжеленный газовый баллон, владелица мясной лавки, оставила свою торговую точку на какую-то из постоянных покупательниц, и помогла дотащить мне баллон до самого дома.
И еще интересно. Люди в деревне живут трудно и работают очень много. Работа на полях очень тяжела везде. Но когда мы, чужаки с севера, «да еще в очках и в шляпе» приезжаем в свой дом - скромный, но получше многих домов в деревне, который, к тому же, используем как дачу несколько месяцев в году, на нас не обрушивается ни ненависть, не зависть.
Нас приглашают на кофе, заходят, делятся новостями, советами, приносят потрясающие манго, помидоры и плоды кактусов со своих огородов (мы всегда привозим соседям небольшие гостинцы из Лондона).
К нам удивительно доброжелательны. Хотя покупки мы часто делаем за пределами деревни, и никакой от нас односельчанам корысти.
Недавно таксист из Малаги заблудился в нашей деревне и заехал немного не туда. Мы не могли ему помочь - некоторые улицы слишком узки для машины. Тогда он тут же отключил счетчик, и последующие поиски улицы и остановка и расспросы прохожих шли уже бесплатно для нас более получаса: он посчитал, что это его вина: как таксист он должен был знать деревню, это дело профессиональной чести, что ли?
А наш «постоянный» местный таксист, которого мы вызываем чаще других, Леонардо, принес нам перед отъездом в подарок целый ящик лиловых манго и божественного вкуса, каких не купишь ни в одном супермаркете и оливковое масло собственного отжима- самое вкусное, из всех, какие мне доводилось пробовать. Мог бы и не привозить. А вот привез. Наших трудов люди в деревне не видят. Мы приезжаем бить баклуши в то время, как они работают тяжело и зарабатывают, и это хорошо знают, меньше нас.
Однако для счастья им почему-то не требуется, чтобы у нас, «классовых врагов» и иностранных чужаков, сдохла пресловутая корова.
Для такого отношения к ближнему, такой доброжелательной терпимости необходимо то самое внутреннее благородство, о котором писал Оруэлл. И еще - ОЧЕНЬ четкие нравственные ориентиры, которые если и не разделяются всеми, но, по крайней мере, все имеют о них укорененное в менталитете представление. При этом уровень религиозности у испанцев падает, как и во всей Европе. А пасхальные процессии превратились, скорее, в шоу для собственного развлечения и привлечения туристов. Может быть, это ее и признак зрелости как нации, ведь пик своей нетерпимости и имперские комплексы они пережили с 15 по 18-й век?
На вечернем, сильно опустевшем пляже Альгарробо (время ужина) сидят два молодых парня. Сидят, обняв друг друга за плечи. То, что это влюбленные, ясно сразу. И от того, что они так вот сидят, любуясь закатом, небо не падает на землю, матери не хватают и не утаскивают малышей, и мачо не идут на них с дрекольем. И испытываешь уважение к стране, которая, пройдя через ад средневековых аутодафе, выработала новую ментальность и мудро правило «живи сам и давай жить другим». Живи сам - это, наверное, особенно важное условие. Не дают жить другому гораздо чаще как раз те, кто не живет сам.
Гражданская вoйнa для испанцев - тема столь же чувствительная и запретная, как для немцев, и я тактично ни разу не заводила об этом разговора с моими испанскими приятелями, поэтому для меня непостижимо - как после такого братоубийственного кровопролития, таких разрушений, мог быть достигнут все же общенациональный консенсус и состояться национальное примирение, которое, по крайней мере, внешне, в быту, почти никогда не вспоминается, хотя, думаю, и не забывается, чтобы не потерять ни одного глаза, ни обоих.
Относительно имперского комплекса. Да, он остался в огромной любви испанцев к историческим романам и фильмам, в гордости за прошлую славу, в четком представлении, каким жестоким были те века и какими ужасными - сердца. В «особых», хотя и очень сложных отношениях с латиноамериканским миром. В нежности к старине и ностальгии, поддержании в образцовом порядке памятников своей истории (и из любви, и из соображений выгоды) с ясным и трезвым пониманием, что «не бывает, чтобы стало так, как было».
А когда хочется поиграть в прошлое, они одеваются во время весенних фестивалей -ферий, к которым готовятся целый год, в костюмы мачо и мах, седлают своих лошадей, танцуют в своих казетах фламенко или, на площадях - сарабанду, поют песни времен наполеоновского нашествия, устраивают карнавалы с оркестрами и шутами, куплеты которых критикуют все и вся (особенно достается Брюсселю!), а потом возвращаются к реальности, без всякой травмы.
Вы можете сказать, я сужу поверхностно и идеализирую.
Возможно и так: моему личному знакомству с Испанией только семь лет. А заочному - по книгам, целая жизнь.
Я люблю эту землю.
Но вот и Мадрид!
Карина Кокрель
....
Немного о национальном характере в свете некоторых исторических событий
Модератор: Сostadelmar
- Oxana
- Эксперт
- Зарегистрирован: 10 лет 8 месяцев
- Поблагодарили: 31362 раза
- Сообщения: 8961
- Награды: 233
- Репутация: 26.707
- Имя: Oxana Germes
- Откуда: Benidorm
- Благодарил (а): 19485 раз
- Возраст: 53
- Контактная информация:
Re: Немного о национальном характере в свете некоторых исторических событий
О человеке можно судить по тому, как он поступает с теми, кто ничем не может быть ему полезен, а так же с теми, кто не может дать ему сдачи.
Если бы опыт можно было продать по себестоимости, мы бы стали миллионерами.
(С) Эбигайл Ван Берен
Если бы опыт можно было продать по себестоимости, мы бы стали миллионерами.
(С) Эбигайл Ван Берен
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость