1.
Пришло время сказать похвальное слово Европе, той самой объединенной Европе, которая вызывает раздражение и ненависть у националистов, изоляционистов, скрытых и явных фашистов и наемных троллей, день и ночь ведущих пропаганду в Сети. Стаями бродят тролли по сайтам европейских журналов и газет, чтобы оставлять повсюду плевки и яд, которым они стараются разложить Европу. Старая, древняя, политкорректная и толерантная, хрупкая и ранимая в своем единстве Европа подвергается атакам с Востока, где Россия наказывает Украину вoйнoй за ее европейский выбор, и с Запада, где пpeзuдeнт США видит в объединенной Европе досадное препятствие на пути в мир раздора и вражды.
Европа — начало и источник современной цивилизации. Простые факты из жизни людей в Европе говорят больше, чем пышное величие королей. Джон Чосер, отец великого английского поэта Джефри Чосера, принял участие в восстании против королевского фаворита Роджера Мортимера. И что же? Его схватили, избили, бросили в подвал, вывезли в лес, убили на ступеньках собственного дома? Все это было бы нам, живущим в России XXI века, понятно и привычно. Но нет, в январе 1329 года его всего лишь вызвали в суд, ибо без приговора суда сделать с ним было ничего нельзя. А был он всего лишь виноторговец.
В Италии в 1351 году поэту Петрарке предложили занять кафедру в университете Флоренции. Все в этой фразе удивляет и даже потрясает. В России в это время до первого университета оставалось шагать почти 400 лет, и чуть больше тех же 400 — до Пушкина. За тыном в городке на реке Москве сидел князь Семен Иваныч, ездивший в Орду за советом и ярлыком. Школ не было. И в это же время во Флоренции студенты изучали диалектику и астрономию, профессора вели споры о Платоне, Петрарка писал стихи, которые живы до сих пор.
Весь современный мир родился и создан в Европе. Нет ни одного государственного или частного учреждения, которое возникло бы где-нибудь еще. Парижский парламент как судебная ветвь власти заседал уже в 1250 году. Первый в мире государственный банк был создан в Барселоне в 1401 году. В Генуе в 1408 году банк ди Сан-Джорджо создал первую в мире службу госдолга — прообраз Центрального банка и резервной системы. Первое в мире здание биржи открылось в 1531 году в Антверпене. В Англии в середине XIV века парламент обсуждал предложенные королем кандидатуры министров и не все принимал. Мы в России не добрались до такого разделения властей до сих пор.
Не только экономические и политические учреждения все были созданы в Европе, но и культурные. Капитолийский музей основан в 1471 году папой Сикстом IV, который передал «народу Рима» свою коллекцию античной бронзы. А что «народу Москвы» передал Иван III, правивший в то же время? Вопрос нелеп, ничего не передал, никакого «народа Москвы» не существовало. Но не в одних музеях дело, наша отсталость выражается во множестве фактов. Бумага на Руси появилась на 200 лет позже, чем в Европе, к тому же это была завозная, европейская бумага. Книгопечатник Гутенберг опередил книгопечатника Фёдорова на 100 лет. Первая публичная библиотека учреждена в Лондоне священником Теннисоном в 1684 году, первая публичная библиотека в России учреждена Екатериной II в 1795 году, а открыта в 1814-м. Тут, кстати, мы видим коренную разницу в развитии Европы и России: то, что там делает частное лицо, тут делает государство (и к тому же на 100 лет позже).
2.
Дело не только в учреждениях, дело — в идеях. Все основные идеи современного мира родом из Европы. Мысль о том, что у человека есть права, возникла в Европе в XIII столетии и записана в Великой Хартии вольностей 1215 года и в Калишском статусе 1265 года. В 1525 году права человека были ясно и осознанно изложены в «Двенадцати статьях» крестьянского восстания в Германии. Эта великая идея, обрастая смыслами, чудесным образом двигалась сквозь хаос и жуть веков, чтобы в 1789 году во Франции воплотиться в «Декларацию прав человека и гражданина» и стать краеугольным камнем Европы.
Идея общественной взаимопомощи тоже родилась в Европе. Первое социальное жилье в истории, квартал Фуггерай, было построено для неимущих в 1523 году в германском Аугсбурге богачами братьями Фуггерами. Этот квартал социального жилья существует до сих пор. Большая богадельня в Париже основана в 1535 году, она существовала на пожертвования горожан и имела штат служащих (мы бы назвали их «социальными работниками»), оказывавших помощь на дому бедным и увечным. В середине XIX века гегельянец Лоренц фон Штейн сформулировал принципы социального государства, но прошло еще 100 лет, прежде чем такое государство воплотилось в жизнь.
Все социальные утопии — от Мора до Маркса, от Бэкона до Оуэна — возникли в Европе. Это означает постоянный, неизбывный, упорный интерес европейцев к тому, как наилучшим образом устроить жизнь людей. Иногда это стремление вверх обрывалось падением вниз, в ужас, описанный Оруэллом, в кошмар, созданный Гитлером. Но даже в самом страшном кошмаре у Европы оставались ее праведники, такие, как патер Кольбе1 и Симона Вейль2, отдававшие жизнь, чтобы спасти других.
История Европы — человеческая история, то есть она полна жестокостей, несправедливостей, насилия, грабежей. Столетние, тридцатилетние и семилетние войны ввергали Европу в разрушение не только зданий, но и умов. Сжигавшая альбигойцев на кострах, устраивавшая религиозную резню на улицах своих уютных городов, пережившая варварскую эксплуатацию одних классов другими и революционный террор, впадавшая то в людоедский капитализм, то в бред фашизма, в двух мировых войнах полившая кровью каждый свой цветник, Европа все-таки сумела выбраться из хаоса и грязи в пространство разума.
3.
Объединенная Европа — чудо в истории, которая полна завоеваний, оккупаций и аннексий. Америка присоединяла отпавшие южные штаты мечом и кровью, Россия чуть ли не вся состоит из захватов — и только современная Европа объединилась мирно и свободно. За 2 тысячи лет не было другого такого случая, чтобы 27 стран — целый континент — по доброй воле соединились в союз с общим парламентом, общими правилами жизни и общим пониманием прав человека. Возникло огромное пространство мира, в котором вoйнa преодолена, как атавизм.
Самые главные социальные идеи, изменяющие жизнь, не только вырабатывались в Европе в прошлом, но и сейчас вырабатываются. Не страшно, что швейцарский референдум отверг право каждого на безусловный доход: идеи прав человека, социального государства, 8-часового рабочего дня, пенсий, политкорректности, толерантности, отмены границ тоже долго и упорно отвергались. В Финляндии уже идет эксперимент по введению безусловного дохода, один из кандидатов в президенты Франции включил в свою программу пункт о безусловном доходе, который освободит человека от рабства и проклятия подневольного труда. Это и есть Европа гуманизма и ее путь в будущее.
Но мы и тут отстаем, как отставали 500, 300 и 100 лет назад, отстаем не только в развитии промышленности или высоких технологий, мы отстаем в самом главном, то есть в устройстве общества и в отношении к человеку. Мы отстаем фатально и упорно, так, словно поставили целью никогда не выйти из дня сурка, в котором бесконечно повторяются диктатура, Лубянка, презрение к людям, обман, нищета, диктатура, Лубянка… В то время, как Европа обсуждает безусловный доход в 500 евро, мы обсуждаем, как довести минимальную зарплату до прожиточного минимума. Одного этого факта достаточно, чтобы понять, в какой яме сидит Россия.
В то время как в Европе насилие изгоняется из человеческих отношений (в Германии действует закон «О судебных мерах по защите жертв от насилия и преследования», в других странах есть аналогичные законы), у нас принимается закон, поощряющий мужей бить жен и детей. И это всё, что нужно знать о современной России.
Место России в Европе, с ее правами человека и твердой приверженностью гуманизму, а не в дыре между Европой и Китаем, где можно болтаться еще 100 лет, распродавая и разворовывая самих себя. Нам надо наконец оставить безжизненные имперские бредни о собственном величии и пафосную чепуху о нашей уникальной умонепостигаемости и учиться у Европы ее образу жизни, устройству экономики, честной игре в политике, ее политкорректности и толерантности, а главное — уважению к человеку. Россия постигается умом и измеряется общим аршином не хуже любой другой страны. Нам надо мерить себя не размером территории, которая в сотни раз больше Дании, а размером пенсии, которая в Дании в десять раз больше.
4.
Сейчас, когда Америка предает свою собственную суть и захлопывает двери, Европа остается последним и единственным прибежищем для всех бегущих от войны и нищеты. Европа принципиально не закрывает двери. Европа пускает к себе людей просто потому, что они люди. Так поступает светская Европа, не нуждающаяся в религии, чтобы уважать людей, так поступает христианская Европа, в которой церковь отделена от государства. Христианство и гуманизм оказываются равными в своей практике, в своих действиях.
Идеи свободы и прав человека сегодня возвращаются туда, где родились, из Нового Света в Старый. Европа становится единственным местом в мире, где ненасилие возведено в ранг государственной политики, а ценность и права человеческой жизни неприкосновенны.
За это многие ненавидят Европу. Исламские фанатики взрывают ее и давят европейцев колесами угнанных грузовиков, но даже так они не могут сбить Европу с ее курса и заставить вернуться в мир ненависти, вражды, решеток и границ. На Европу с презрительной усмешкой смотрят политические мачо, живущие в эпоху людоедства и входящих в моду стен. Над Европой, с ее открытыми для мигрантов границами и гуманизмом, смеются записные остряки, называя ее Гейропой, над ней потешаются исторические неудачники, проигравшие настоящее и навсегда оставшиеся в прошлом. Одновременно все они снисходительно похлопывают политкорректную Европу по плечу, уча ее ненависти, подозрительности, вoйнe и шкурным интересам.
Все они не понимают — им просто не дано понять, у них нет для этого органа понимания, — что Европа на самом деле не слаба, а сильна приверженностью своим идеям и своей вере. Оставшись одна в истории — Америка слиняла, Россия надолго превратилась в источник мелких пакостей и крупных провокаций, — она становится единственной надеждой человечества.
1Патер Максимилиан Кольбе (1894–1941) — священник-францисканец, добровольно пошел на смерть в Освенциме вместо поляка Франтишека Гаёвничека, с которым был незнаком. Причислен католической церковью к лику святых мучеников.
2Симона Вейль (1909–1943) — француженка, философ, последовательница Троцкого, анархист. Во время войны ограничила свой рацион до пайка узника немецкого концлагеря. Умерла от сердечной недостаточности и недоедания.
https://www.novayagazeta.ru/articles/20 ... hod-evropy
....
2.
Дело не только в учреждениях, дело — в идеях. Все основные идеи современного мира родом из Европы. Мысль о том, что у человека есть права, возникла в Европе в XIII столетии и записана в Великой Хартии вольностей 1215 года и в Калишском статусе 1265 года. В 1525 году права человека были ясно и осознанно изложены в «Двенадцати статьях» крестьянского восстания в Германии. Эта великая идея, обрастая смыслами, чудесным образом двигалась сквозь хаос и жуть веков, чтобы в 1789 году во Франции воплотиться в «Декларацию прав человека и гражданина» и стать краеугольным камнем Европы.
Идея общественной взаимопомощи тоже родилась в Европе. Первое социальное жилье в истории, квартал Фуггерай, было построено для неимущих в 1523 году в германском Аугсбурге богачами братьями Фуггерами. Этот квартал социального жилья существует до сих пор. Большая богадельня в Париже основана в 1535 году, она существовала на пожертвования горожан и имела штат служащих (мы бы назвали их «социальными работниками»), оказывавших помощь на дому бедным и увечным. В середине XIX века гегельянец Лоренц фон Штейн сформулировал принципы социального государства, но прошло еще 100 лет, прежде чем такое государство воплотилось в жизнь.
Все социальные утопии — от Мора до Маркса, от Бэкона до Оуэна — возникли в Европе. Это означает постоянный, неизбывный, упорный интерес европейцев к тому, как наилучшим образом устроить жизнь людей. Иногда это стремление вверх обрывалось падением вниз, в ужас, описанный Оруэллом, в кошмар, созданный Гитлером. Но даже в самом страшном кошмаре у Европы оставались ее праведники, такие, как патер Кольбе1 и Симона Вейль2, отдававшие жизнь, чтобы спасти других.
История Европы — человеческая история, то есть она полна жестокостей, несправедливостей, насилия, грабежей. Столетние, тридцатилетние и семилетние войны ввергали Европу в разрушение не только зданий, но и умов. Сжигавшая альбигойцев на кострах, устраивавшая религиозную резню на улицах своих уютных городов, пережившая варварскую эксплуатацию одних классов другими и революционный террор, впадавшая то в людоедский капитализм, то в бред фашизма, в двух мировых войнах полившая кровью каждый свой цветник, Европа все-таки сумела выбраться из хаоса и грязи в пространство разума.
3.
Объединенная Европа — чудо в истории, которая полна завоеваний, оккупаций и аннексий. Америка присоединяла отпавшие южные штаты мечом и кровью, Россия чуть ли не вся состоит из захватов — и только современная Европа объединилась мирно и свободно. За 2 тысячи лет не было другого такого случая, чтобы 27 стран — целый континент — по доброй воле соединились в союз с общим парламентом, общими правилами жизни и общим пониманием прав человека. Возникло огромное пространство мира, в котором вoйнa преодолена, как атавизм.
Самые главные социальные идеи, изменяющие жизнь, не только вырабатывались в Европе в прошлом, но и сейчас вырабатываются. Не страшно, что швейцарский референдум отверг право каждого на безусловный доход: идеи прав человека, социального государства, 8-часового рабочего дня, пенсий, политкорректности, толерантности, отмены границ тоже долго и упорно отвергались. В Финляндии уже идет эксперимент по введению безусловного дохода, один из кандидатов в президенты Франции включил в свою программу пункт о безусловном доходе, который освободит человека от рабства и проклятия подневольного труда. Это и есть Европа гуманизма и ее путь в будущее.
Но мы и тут отстаем, как отставали 500, 300 и 100 лет назад, отстаем не только в развитии промышленности или высоких технологий, мы отстаем в самом главном, то есть в устройстве общества и в отношении к человеку. Мы отстаем фатально и упорно, так, словно поставили целью никогда не выйти из дня сурка, в котором бесконечно повторяются диктатура, Лубянка, презрение к людям, обман, нищета, диктатура, Лубянка… В то время, как Европа обсуждает безусловный доход в 500 евро, мы обсуждаем, как довести минимальную зарплату до прожиточного минимума. Одного этого факта достаточно, чтобы понять, в какой яме сидит Россия.
В то время как в Европе насилие изгоняется из человеческих отношений (в Германии действует закон «О судебных мерах по защите жертв от насилия и преследования», в других странах есть аналогичные законы), у нас принимается закон, поощряющий мужей бить жен и детей. И это всё, что нужно знать о современной России.
Место России в Европе, с ее правами человека и твердой приверженностью гуманизму, а не в дыре между Европой и Китаем, где можно болтаться еще 100 лет, распродавая и разворовывая самих себя. Нам надо наконец оставить безжизненные имперские бредни о собственном величии и пафосную чепуху о нашей уникальной умонепостигаемости и учиться у Европы ее образу жизни, устройству экономики, честной игре в политике, ее политкорректности и толерантности, а главное — уважению к человеку. Россия постигается умом и измеряется общим аршином не хуже любой другой страны. Нам надо мерить себя не размером территории, которая в сотни раз больше Дании, а размером пенсии, которая в Дании в десять раз больше.
4.
Сейчас, когда Америка предает свою собственную суть и захлопывает двери, Европа остается последним и единственным прибежищем для всех бегущих от войны и нищеты. Европа принципиально не закрывает двери. Европа пускает к себе людей просто потому, что они люди. Так поступает светская Европа, не нуждающаяся в религии, чтобы уважать людей, так поступает христианская Европа, в которой церковь отделена от государства. Христианство и гуманизм оказываются равными в своей практике, в своих действиях.
Идеи свободы и прав человека сегодня возвращаются туда, где родились, из Нового Света в Старый. Европа становится единственным местом в мире, где ненасилие возведено в ранг государственной политики, а ценность и права человеческой жизни неприкосновенны.
За это многие ненавидят Европу. Исламские фанатики взрывают ее и давят европейцев колесами угнанных грузовиков, но даже так они не могут сбить Европу с ее курса и заставить вернуться в мир ненависти, вражды, решеток и границ. На Европу с презрительной усмешкой смотрят политические мачо, живущие в эпоху людоедства и входящих в моду стен. Над Европой, с ее открытыми для мигрантов границами и гуманизмом, смеются записные остряки, называя ее Гейропой, над ней потешаются исторические неудачники, проигравшие настоящее и навсегда оставшиеся в прошлом. Одновременно все они снисходительно похлопывают политкорректную Европу по плечу, уча ее ненависти, подозрительности, вoйнe и шкурным интересам.
Все они не понимают — им просто не дано понять, у них нет для этого органа понимания, — что Европа на самом деле не слаба, а сильна приверженностью своим идеям и своей вере. Оставшись одна в истории — Америка слиняла, Россия надолго превратилась в источник мелких пакостей и крупных провокаций, — она становится единственной надеждой человечества.
1Патер Максимилиан Кольбе (1894–1941) — священник-францисканец, добровольно пошел на смерть в Освенциме вместо поляка Франтишека Гаёвничека, с которым был незнаком. Причислен католической церковью к лику святых мучеников.
2Симона Вейль (1909–1943) — француженка, философ, последовательница Троцкого, анархист. Во время войны ограничила свой рацион до пайка узника немецкого концлагеря. Умерла от сердечной недостаточности и недоедания.
https://www.novayagazeta.ru/articles/20 ... hod-evropy
....
Восход Европы
- Oxana
- Эксперт
- Стаж: 10 лет 8 месяцев
- Поблагодарили: 31362 раза
- Сообщения: 8961
- Награды: 233
- Репутация: 26.707
- Имя: Oxana Germes
- Откуда: Benidorm
- Благодарил (а): 19485 раз
- Возраст: 53
- Контактная информация:
Восход Европы
О человеке можно судить по тому, как он поступает с теми, кто ничем не может быть ему полезен, а так же с теми, кто не может дать ему сдачи.
Если бы опыт можно было продать по себестоимости, мы бы стали миллионерами.
(С) Эбигайл Ван Берен
Если бы опыт можно было продать по себестоимости, мы бы стали миллионерами.
(С) Эбигайл Ван Берен
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: F_A_N_T_A_3_E_R, lexabos и 3 гостя